Логические уровни Дилтса — ключ к изменениям в компании.

В статье «Бизнес как система…» мы говорили о том, что для того, чтобы уметь системно управлять своим бизнес-проектом, необходимы системные знания. Одним из звеньев системы является знание о структуре логических уровней функционирования любого бизнес-проекта.

В создании команды, работающей на единый результат, ключевыми моментами является прояснение миссии, цели компании и путей ее достижения, понимание какую роль играет каждый член команды и какова его сфера ответственности. В результате у команды появится согласованность, организованность, лояльность, эффективность, синергия в движении к цели.

В практике коучинга прекрасно работает модель «Логических уровней организации», разработанная Робертом Дилтсом (на базе открытий Бертрана Рассела в области логики и математики и Грегори Бейтсона для описания процесса обработки информации в поведенческих науках) и адаптированная к иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком или группой (компанией). Теория логических уровней организации берет начало в 1973 году, когда Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации.

Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне.

Каждый уровень пирамиды хранит информацию определенного качества.

Окружение —  уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся в своей повседневной жизни и деятельности. Уровень статики, время на этом уровне — всего лишь еще одно измерение, уточняющее положение по отношению к настоящему. Лингвистически уровень окружение выражается с преобладанием существительных.

Поведение – уровень действия (Что делает?) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящен информации об изменениях и движениях. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень — окружение. Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной коммуникации (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях. В конечном счете, на этих двух уровнях — поведения и окружения — и происходит наша повседневная жизнь. На этих уровнях находится то, к чему, в итоге, сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Уровень посвящен информации об изменениях и движениях, механических движениях тел без анализа определяющих это движение условий и причин. Условия и причины движений следует искать на уровне способностей. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами.

Способности — уровень источников и направления движения (Как?) — уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему?) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д. Ценность (энциклопедический словарь) — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос «Почему это так важно?» Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности.

Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.

 Идентичность – миссия (Кто я? Какую социальную «роль» я играю?) — с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.

Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого еще? Ради чего еще? В чем смысл?) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Называть этот блок информации логическим уровнем не очень корректно, поскольку, по сути, это целая пирамида логических уровней, надстроенная над уровнем миссии. Именно в этой пирамиде заложен громадный потенциал для системного консультирования коллективов, начиная от семейной терапии до транс-компаний и государственных институтов. Решение конфликтов, ответы на вопросы: «Кто кому чего и сколько должен?» — могут быть эффективно решены именно с позиций высших системных логических уровней.

Индийская притча.

В одном месте была засуха. Земледельцы орошали свои поля, проводя воду по канавам с большого расстояния. Один земледелец обладал большой решимостью и силой характера. Однажды утром он твердо решил рыть свою канаву до тех пор, пока не доведет ее до реки и не проведет воды на свое поле. Начав работать, он вскоре потерял всякое представление о времени. Пришел и прошел час завтрака. Жена звала его пойти домой умыться и поесть. «Завтрак остынет, — говорила она, — оставь работу и иди домой».

Сначала земледелец не обращал внимания на ее слова, но потом попросил ее идти домой и не мешать ему. «Ты не понимаешь, — сказал он, — что из-за этой страшной засухи у нас ничего не вырастет. Нечем будет кормить детей, и все мы умрем с голоду. Я решил, во что бы то ни стало сегодня же провести воду на наше поле. Вот тогда я умоюсь и поем». Услышав это, жена его ушла домой, а земледелец работал весь день и к вечеру прокопал канаву до реки. Тогда он сел на землю и с восторгом смотрел, как поток воды бежал к его полю. Его ум был спокоен и счастлив. Он пошел домой, позвал жену и сказал: «Теперь дай мне поесть и набей мою трубку». Он умылся, с удовольствием поет и заснул глубоким сном.

Другого земледельца, который также хотел провести воду на свое поле, жена тоже позвала в полдень: «Иди домой, умойся и поешь», — сказала она. И он сразу же бросил лопату и воскликнул: «Милая, когда ты зовешь меня, я должен идти». И его поле осталось сухим.

Когда изменения происходят на высших уровнях Трансмиссии или Идентичности, они оказывают очень сильное воздействие на все уровни низшего порядка.

Модель «Логических уровней организации» достаточно удобна и полезна для работы как в индивидуальном, так и в бизнес-коучинге. Она позволяет хорошо структурировать действия, отслеживать результаты и направлять последующие действия в соответствии с Миссией человека или компании.

Эффективный коучинг при решении бизнес-задач ведет к достижению цели, приносит удовлетворение и радость, от которых выигрывает каждый участник процесса и организация в целом. А такой подход стимулирует максимальное использование потенциала каждого работника и получение удовлетворения в результате достижения значимых целей.

Модель «Логические уровни организации» относится к одному из элементов системного мышления в бизнесе, без которого сегодня повышение эффективности управления вряд ли вообще возможно. Главная задача модели «Логических уровней организации» — дать ТОП-менеджменту ключи к изменениям в компании.

После проработки этой модели мы получаем следующие результаты не уровне компании:

1. Понимание, как с точки зрения системного подхода устроен бизнес-проект (компания);

2. Определяем, какие уровни структуры компании оказывают наибольшее воздействие на стратегии роста и ее развития;

3. Оцениваем, как управление Трансмиссией и Миссией компании способно вывести ее на совершенно другой уровень;

4. Оцениваем воздействие корпоративной культуры на все процессы, протекающие в компании;

5. Увидим возможности и ресурсы, требования и ограничения, которые задаются особенностями организационной культуры именно вашей компании, etc.

Бизнес-проект — это всегда взаимодействие группы специалистов, поэтому с помощью модели «Логические уровни организации» также можно с успехом решать задачи по достижению высокого уровня взаимодействия и роста продуктивности совместной работы в рамках корпоративного коучинга (коучинга команд) для достижения каких-либо конкретных целей:

♦ поднять группу на новый уровень взаимодействия;

♦ избавиться от внешних и внутренних конфликтов внутри группы;

♦ научиться повышать свою личную эффективность и производительность работы;

♦ усилить восприятие и осознание участниками поставленных целей как своих личных;

♦ повысить мотивацию и ответственность участников, etc.

 «Вижу цель — не вижу препятствий!» Достигайте своих целей с радостью и удовольствием, а я готова оказать вам в этом помощь.