Эмоциональная компетентность

 Последние события в моей практике совершенно неожиданно подвели к теме управления эмоциями, эффективной коммуникации и проявлению или подавлению испытываемых человеком чувств в той или иной ситуации. Причём, анализируемые события происходили и в рабочем коллективе, и в личных отношениях.

В бизнесе успех менеджера зависит в первую очередь от понимания того, что влияет на его действия и ментальные реакции, а затем – от умения интерпретировать поступки других.

Мы живем и становимся личностями в окружении других людей, и, при этом, учимся распознавать, как наши эмоции влияют на наши решения и действия. Грудной ребенок очень остро чувствует и реагирует на эмоциональное состояние тех, кто рядом с ним. Но, по мере взросления, мы забываем о важности эмоций. Нашим поведением руководят социальные нормы: то, чему нас учат родители, преподаватели, сверстники. Мы даже отвергаем и игнорируем сигналы, которые подают эмоциональные центры мозга. Мы вырабатываем стиль поведения, при котором становимся нечувствительны и сдержанны:

  1. Не обращаем внимания на то, что подсказывает наша интуиция.
  2. Запрещаем себе следовать тем путём, который подсказывает сердце.
  3. Надеваем маску «у-меня-всё-отлично» и стараемся не выказывать наших эмоций, боясь показаться слабыми.

В результате мы формируем в себе привычки, которые блокируют нашу способность использовать эмоциональную информацию при принятии решений и общении с окружающими. На вопрос «Как дела?» подавляющее большинство людей отвечает: «Хорошо». Одни говорят это автоматически и совершенно равнодушно. Другие же раскрывают свое истинное настроение с помощью интонаций и жестов. И только некоторые проявляют свои настоящие чувства.

Семинары и тренинги по стресс-менеджменту и самооценке фокусируются на навыках решения проблем, например, конфликтов, на изменении стиля руководства и формировании команд. Участникам преподают навыки общения на интеллектуальном уровне, советуя забыть об эмоциях, или научиться «гасить» их. В итоге, приступив к работе, они могут применить новые техники один, максимум два раза. Затем, под давлением обстоятельств, они возвращаются к старым привычкам.

Дэниэл Гоулмен, автор книги «Управления эмоциями», утверждает, что осознание своих эмоций и умение воздействовать на них (управлять эмоциями и, значит, управлять собой) – предвестник социального благополучия и успеха в жизни.

Обычно термин «управление собой» считается синонимом самоконтроля и подавления своих эмоций. Английское слово intelligent (аналог русского «компетентность») происходит от корней «legere» — «выбор» и «inter» – «между». Умеющий управлять своими эмоциями человек может оценить ситуацию с различных позиций и увидеть варианты реакций на нее.

Таким образом, управление собой – это умение человека выбрать среди широкого спектра возможных в данный момент эмоций ту единственную, которая поможет ему эффективно работать и взаимодействовать с людьми.

В соответствии с открытиями Д. Гоулмена в области нейропсихологии мозга, важнейшая цель, к которой мы должны стремиться, — счастье. Когда человек испытывает удовольствие, его кровь начинает свободно циркулировать в мозге, а это способствует творческим процессам и помогает сосредоточиться на работе. Вещество серотонин, выделяющееся, когда человек чувствует радость, приводит в действие наиболее высокий уровень ментальной активности. Мы учимся лучше всего, когда нам весело. Мы чувствуем прилив сил, когда мы счастливы. Мы мобилизуем весь свой потенциал, а после больше всего нам хочется, чтобы обстоятельства, сделавшие нас счастливыми, повторялись снова и снова.

Все остальные эмоции — страх, злость, подавленность, разочарование, обида, даже удовлетворенность — уменьшают скорость кровообращения, направляют кровь в группы мышц тела и замедляют обмен веществ. Все это негативно влияет на способность думать. Мы можем увидеть всего несколько возможностей выбора. У нас получается сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Очень редко кому удается задействовать силу счастья при неблагоприятных условиях. Большинство людей не умеют справляться со стрессом, и тогда неблагоприятная обстановка парализует их мозг, креативный центр которого переполняется страхом. Мы можем попытаться работать, чувствуя страх или злость, но возможности нашего мозга катастрофически уменьшаются, вместо того чтобы увеличиваться.

Человек постоянно испытывает те или иные эмоции. Если мы начинаем отрицать их существование, мы теряем доступ к информации, сообщаемой ими в конкретной ситуации, в конкретном контексте. Распознавая свою эмоцию в данный момент, вы сможете определить ее источник и выбрать нужную реакцию. Обратиться к информации, которую несёт эмоция, после момента, в котором она проявляется (например, когда вы вернётесь домой с работы, если место действия – рабочий коллектив) не получится, она будет уже потеряна в огромном потоке информации, ежеминутно проходящей через ваше сознание.

Подавленные эмоции рано или поздно все равно найдут выход. И тогда информация, которая могла когда-то быть нам полезной, исказит наше восприятие сложившейся ситуации. Мы начнем злиться и раздражаться, обвинять во всех своих неудачах других людей и обстоятельства, или наоборот — заниматься самобичеванием. Естественно, все это только подорвет наши силы и испортит здоровье.

Существует проблема, связанная с подавлением эмоций – это неумение нашего мозга четко разделять эмоции на полезные и вредные для конкретной ситуации. Как написала Марша Рейнолдс в одной из своих книг: «Мы не можем научиться подавлять в себе злость или страх, не уменьшая при этом способности испытывать счастье. Заглушая одну эмоцию, мы тем самым заглушаем и остальные. Жизнь становится бесцветной. Голда Меир сказала: «Тот, кто не умеет искренне плакать, не умеет и смеяться от всего сердца».

Подавляя одну эмоцию, мы теряем способность чувствовать вообще.

Не лучше ли дать выход своим эмоциям и выяснить, как они воздействуют на вас?

Это не значит, что вам нужно выражать все свои эмоции или подавлять их в момент зарождения. Это всего лишь означает, что нужно допускать возможность их существования. Тогда вы сможете научиться определять, когда они появляются, и осознанно выбирать, как вы хотите действовать дальше. Таким образом, дело даже не в управлении эмоциями, а в управлении своими реакциями на них.