Бизнес-консалтинг и бизнес-коучинг – это именно те услуги, для оказания которых часто привлекают специалистов «со стороны», чтобы повысить эффективность развития бизнеса, запустить новые проекты, etc. При этом, если бизнес-консалтинг достаточно широко известен в мире отечественного бизнеса, то бизнес-коучинг ещё только начинает своё активное распространение и, к сожалению, мало кто из руководителей компаний чётко представляет себе, что это такое и зачем он нужен. Чаще всего бизнес-коучинг считают некой разновидностью консультирования, но это не совсем так. Бизнес-коучинг принципиально отличается от бизнес-консалтинга и нужно разобраться, в каких ситуациях нужен коучинг, а в каких консалтинг.
Бизнес-консалтинг – это консультационные услуги, оказываемые консультантом руководителям и специалистам организации в той сфере, в которой консультант является экспертом. Как правило, консультант привлекается не только для консультирования, но и для выполнения части работ или всей работы по разработке и внедрению новых моделей развития бизнеса или новых проектов. Ценность консультанта в том, что он всегда в курсе новых тенденций в современном бизнесе. Кроме своего личного опыта, он знаком с опытом многих компаний и имеет целый ряд эффективных, проверенных практикой инструментов и методик.
Бизнес-коучинг (business-coaching) – это совершенно иной подход к решению бизнес-задач. Коуч, даже если у него есть свои варианты решения задачи, прежде всего, заинтересован в том, чтобы клиент нашёл решение сам. Поэтому он не даёт советов и рекомендаций, а вместо этого задаёт вопросы. Отвечая на вопросы, клиент расширяет своё видение задачи и находит целый ряд вариантов её решения. А затем выбирает из них наиболее эффективный. Конечно, если коуч обладает экспертными знаниями в области решаемой задачи, он может озвучить какие-то свои видения ситуации, но это не будет рекомендацией. И клиент сам решит, принимать ему эти идеи или нет. Коуч даёт клиенту возможность решить задачу самостоятельно, опираясь на свой опыт и своё видение ситуации, на свои ресурсы, на свой потенциал. Таким образом, клиент не только находит наиболее эффективное решение задачи, но и развивается профессионально.
Как видим, разница между бизнес-коучингом и бизнес-консалтингом заключается в самом подходе к решению проблемы клиента. Консультант работает непосредственно с поставленной перед ним задачей — изучив сложившуюся ситуацию, предлагает своё готовое решение задачи или даёт чёткие рекомендации по её решению. Либо полностью берёт решение задачи на себя. Коуч работает непосредственно с людьми в интересах решения поставленной перед ними задачи. Коуч готовых решений не предлагает, но даёт возможность сотрудникам компании найти эти решения самостоятельно, а так же найти наиболее эффективный способ претворения этих решений в жизнь и необходимые для этого ресурсы.
В некоторых случаях при решении бизнес-задач или каких-либо проблем необходим именно консалтинг. Например, нужно решить какую-либо разовую, чаще всего типовую задачу, и в этом случае нет смысла брать в штат компании соответствующего специалиста, проще поручить эту задачу внешнему консультанту. При внедрении инноваций так же пригласить консультанта бывает проще, чем готовить своих специалистов. Но проблема здесь в том, что основная масса проектов, внедрением которых занимались внешние консультанты, так и остаются проектами. Когда менеджеры компании начинают работать самостоятельно после ухода консультантов, возникают проблемы, которые решить своими силами они могут далеко не всегда. Основные причины в том, что квалификация консультанта в решаемых вопросах, зачастую, значительно выше квалификации менеджеров компании, менеджерам сложно, а порой и просто невозможно отойти от старых шаблонов и стереотипов и начать работать по-новому. И в результате то, что было предложено консультантом, либо корректируется до неузнаваемости, либо просто откладывается в сторону «до лучших времен». Чтобы избежать этого, руководителю нужно уделить особое внимание работе с персоналом, подготовить сотрудников к работе в новых условиях, мотивировать их к работе по-новому.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что в каждом конкретном случае руководитель или собственник бизнеса должен очень внимательно анализировать, какую услугу внешних специалистов лучше применить для решения поставленной задачи – бизнес-консалтинг, бизнес-тренинг или бизнес-коучинг.
В предыдущих статьях я писала о том, что инерционность сознания рядовых менеджеров компании при отсутствии посттренинговой мотивации со стороны компании уже через месяц после бизнес-тренинга сводит к нулю затраченные время и средства. Поэтому лучшим способом решения разовых и инновационных проектов будет разумное сочетание видов консультационных услуг. Например, бизнес-консалтинг при внедрении и корпоративный коучинг персонала для мотивации работы в изменившихся условиях.
Для компании будет выгодно заключить контракт со специалистом-универсалом, сочетающим в одном лице бизнес-консультанта и коуча, так как при этом сокращаются затраты времени и финансов на анализ того, что было сделано в процессе бизнес-консалтинга и какие навыки уже наработаны персоналом в процессе внедрения.
Если у вашей компании существует необходимость в таком комплексе бизнес-услуг, свяжитесь со мной по любым контактным данным для более детального обсуждения.
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.