Коучинг

 Что такое коучинг

Коучинг в последнее время становится одним из самых популярных видов консалтинга для бизнесменов, предпринимателей, топ-менеджеров крупных (и не очень) компаний на постсоветском пространстве. Он позволяет наиболее эффективно управлять компанией, ставить бизнес-цели и добиваться высоких прибылей наименее затратными способами. Руководители и собственники бизнеса, которые уже имеют опыт общения с коучем, возвращаются к нему снова и снова. Для тех, кто добился многого в своей жизни, есть постоянная потребность увеличивать свою планку — эффективность коучинга здесь проявляется в полной мере.

   Итак, для начала — академические определения коучинга.

«Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться». Тимоти Голви (Timothy Gallwey).

«Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение». Тимоти Голви (Timothy Gallwey).

• Международная Федерация Коучинга (ICF) даёт следующее определение процесса коучинга:

«Коучинг (coaching) – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свой КПД и улучшают качество жизни.

   На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свою лепту в виде проясняющих замечаний, эффективных вопросов, предоставлением обратной связи и др. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Коучинг фокусирует внимание на том, где клиент хочет оказаться, в какой точке он находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра».

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Есть еще огромное количество определений коучинга, но думаю, что вышеприведенные достаточно полно передают смысл.

   Основоположники коучинга

У. Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) — автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г.

Джон Уитмор (John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

    Виды коучинга

   По области применения коучинг подразделяется на 2 основных вида: лайф-коучинг и бизнес-коучинг. Внутри каждого вида множество направлений, потому что на вопрос: «Какие вопросы можно решить с помощью коучинга?» ответ коуча будет простым: любые. Да, действительно любые. Ибо коуч исходит из того, что в каждом из нас заложен потенциал для решения практически любых вопросов и задач, которые мы можем встретить в своей жизни. Сложность лишь в том, чтобы суметь этот потенциал увидеть и максимально полно реализовать. Коучинг помогает в этом, как никакое другое средство. Всё встаёт на свои места. Появляется ясность. Проявляется план действий и мотивация к его осуществлению. Несколько эффективных вопросов – и проблема перестаёт быть проблемой, вопрос превращается в ответ, задача находит своё решение. Вот зачем нужен коучинг. Вот зачем нужен коуч.

   Коучинг личной эффективности — лайф-коучинг — направлен, прежде всего, на личностный и профессиональный рост. Этот вид коучинга предполагает индивидуальную работу коуча с клиентом, которая нацелена на максимальное раскрытие внутреннего потенциала клиента для достижения им своих жизненных целей. Эти цели могут лежать в самых различных сферах: личная жизнь, бизнес, карьера, здоровье, etc.

   Бизнес-коучинг направлен на анализ стратегических задач (направлений развития бизнеса, отдельных бизнес-проектов) и поиск наиболее эффективных путей достижения целей компании. В этом случае коучинг-сессии возможны с владельцами бизнеса в целом, с топ-менеджментом, с отдельными руководителями среднего звена компании, а также и с командами сотрудников.

   По участникам коучинга различают индивидуальный коучинг и корпоративный (групповой) коучинг.

   По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.

   В основу коучинга положена идея о том, что человек — это не пустой сосуд, который надо наполнить содержимым, чтобы он кем-то стал. Человек, сотворенный по образу и подобию Бога, как семечко уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо только питание и свет, чтобы достичь этого. Почти всегда человек даже не подозревает о существовании тех колоссальных ресурсов, которые он обнаруживает в себе в процессе коучинга.

   Для коуча клиент изначально является целостной личностью, обладающей всеми необходимыми для достижения цели ресурсами. Коуч понимает, что клиент сам знает ответы на все свои вопросы и может их найти внутри себя. Задача коуча – помочь ему в этом. У самого коуча нет никаких ответов, у него есть только вопросы. Именно эти эффективные вопросы помогают клиенту заглянуть внутрь себя, увидеть там свои сильные и слабые стороны, чётко сформулировать свои цели и задачи (понять чего именно он хочет), и, самое главное, найти ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели (желаемого результата).

   Процесс коучинга полностью фокусируется на результате, который хочет получить клиент. Коуч лишь следует за интересом клиента — именно клиент определяет тему беседы, цели и задачи и желаемый результат. Коуч помогает этого результата достичь, применяя весь свой профессиональный багаж.