Вчера был последний звонок в школах, и мне вдруг вспомнилось, каким был наш выпускной вечер после всех торжественных напутственных речей-вручений-поздравлений наших учителей и родителей, тайком смахивавших слезы из уголочков глаз. Уже после того, как отгремели танцы, мы разбрелись группками по парку и делились своими мечтами – кто кем собирается стать, чего достичь в жизни. Планы у всех без исключения были наполеоновские, жизнь рисовалась в радужном свете и сияла славой и богатством!
Потом я попала на встречу одноклассников спустя 20 лет, которые промелькнули как один миг. Удалось реализовать свои надежды и мечты далеко не всем, основная масса (по моим подсчетам 80%) бывших одноклассников жила так, как и их родители – дом-работа-магазин-дом-диван-телевизор. То есть ни славы, ни богатства достигнуто не было. А главное, уже и не хотелось! Замечу, что стартовые возможности 95% класса были одинаковыми – все мы были детьми инженеров-интеллигентов советских времен.
Нет, конечно, если бы вдруг на каждого из них с неба свалился миллион долларов, никто б не отказался, а так, чтоб самому подергаться ради этого…
Спрашивается почему?
Причина одна и банальна. Ставить правильно цели в 17 лет умеет далеко не каждый, не было достаточно мотивирующего близкого окружения (мне родные очень сильно подрезали крылья при выборе института), и собственной энергетики не хватило.
Мощь постановки целей не оспорима — это одно из наиболее распространенных качеств всех успешных, состоявшихся в финансовом и личном отношении людей. Почитайте биографии публичных успешных личностей, и вы заметите, что у всех у них были конкретные мечты, намерения и цели того, чего они желали достичь.
Генри Киссинджер сказал: «Определите, чего вы хотите в жизни более всего и каким образом намереваетесь этого достичь, а затем не позволяйте чему бы то ни было отвлечь вас от указанного намерения».
Тем не менее, исследования упорно показывают, что только 3-5% всего населения должным образом применяют постановку целей. При этом, практически все, кто более-менее интересуется саморазвитием, знают о правилах постановки целей по SMART.
В переводе с английского, smart – «умный», и цели в самом деле должны быть умными, а не просто «хочу миллион долларов», не понятно для чего, когда и откуда. Принцип – «вот когда получу, тогда найду куда потратить» — НЕ РАБОТАЕТ, все утечет, как песок сквозь пальцы. Напомню критерии smart-цели:
M (Measurable) – Измерима
A (Attainable) – Достижима
R (Relevant) – Целесообразна, значима (соотносима с другими жизненными целями)
T (Time-bounded) – Ограничена конкретным сроком.
Однако, мало просто сформулировать свои цели по критериям smart. Необходимо соблюсти еще несколько важных правил, без которых ваши цели могут остаться нереализованными мечтами.
Правило первое. Цель должна быть записана на бумаге. Если вы смогли ее сформулировать на бумаге, значит знаете, чего конкретно хотите.
Почему обязательно записывать цели? Мысли – это тот инструмент, которым мы общаемся с Вселенной, через наши мысли она узнает, что нам нужно в жизни. Но мысли текучи, имеют свойство приобретать эмоциональную окраску в зависимости от нашего настроения. А, поскольку Вселенная буквально воспринимает наш посыл на энергетическом уровне, она и действует в соответствии с этим посылом. То есть, если вы с радостью думаете о том, что в выходные отправитесь на дачу и прекрасно проведете два дня с семьей, друзьями – так и будет. А если в какой-то момент приходит мысль о том, что, например, «Славка снова напьется, как в прошлый раз, и затеет скандал», Вселенная всеми средствами (сломается машина, зарядит дождь, etc.) попытается помешать вам поехать, ибо она заботится о вас и вашем благополучии и блокирует некомфортные для вас состояния.
Цели, записанные на бумаге, сконцентрированы и закреплены в вашем подсознании как необходимые для вашей жизни. Они становятся мишенью, в которую переносит вас жизнь-стрела.
Правило второе. Цель должна быть выражена от первого лица, вы должны в ней присутствовать, иначе как Вселенная поймет, что это нужно именно вам, а не Петру Иванычу из соседнего подъезда. Например, «я получила место начальника отдела», «я имею автомобиль».
Правило третье. Цель должна быть выражена в позитивном ключе. В ней должно быть описано, что вы хотите, а не чего не хотите. «Я не хочу получать маленькую зарплату (иметь проблемы со здоровьем, ссориться с мужем, etc.)» — неверные формулировки. Частица «НЕ» с энергетической точки зрения не несет никакой смысловой нагрузки и Вселенной игнорируется, смысловую нагрузку имеют существительные (что мне нужно), прилагательные (какое оно, то, что мне нужно), глаголы (что происходит, действие нужное мне).
Правило четвертое. Цели должны быть написаны в настоящем времени. Мы живем только сегодня! Вчера уже прошло, нас там уже нет, а завтра еще не наступило – нас там тоже еще нет, и не будет. Потому что когда наступит день, который по-отношению к сегодня является завтрашним, для вас он снова будет «сегодня». «Я имею автомобиль марки N», «я живу счастливо с любимым мужем».
В книге Дж. Джерарди «Виртуоз торговли» описан очень показательный пример. «Я прихожу в бар, а в баре над стойкой надпись: «Завтра мы вам предоставим неограниченный кредит». Я подхожу к бармену и говорю: «Представьте себе: завтра все, кто сидят в зале, подойдут к вам за кредитом! Что вы им ответите?» Бармен отвечает: «Да ты знаешь, еще никто не приходил». – «Ну даже если я завтра один приду и попрошу НЕОГРАНИЧЕННЫЙ КРЕДИТ, как у вас написано, что вы мне ответите?» – «Ну что нам сегодня голову морочить, завтра придешь и поговорим!» Он приходит завтра к бармену: «Как насчет кредита?», – «Какого кредита?» – «У вас написано…», – «А что там написано?» – «Завтра мы вам предоставим неограниченный кредит». – «Так чего мы будем сегодня голову морочить, приходи завтра, и поговорим!»
Правило пятое. Постарайтесь описать ваши цели сенсорным методом, т.е. что вы увидите, услышите, почувствуете, когда ее достигнете. Это важно, потому что ваши ощущения имеют энергетический заряд, причем даже более мощный, чем сами слова, которые несут смысловую нагрузку в описании цели. Когда Вселенная считывает такую сильную энергетическую картинку, она понимает, что эта цель действительно очень важна для вашей жизни и быстрее ее реализует.
Правило шестое. Учитывайте все мелочи, значимые для цели, иначе можете получить разочарование, достигнув ее. Пример: мой знакомый написал цель «я купил автомобиль Toyota за 300 тыс. рублей». Купить-то купил, но когда через пару недель выяснилось, что автомобиль побывал в серьезной аварии и восстановление отразилось на ходовых качествах, наступило разочарование. А если бы он в описании своего желаемого автомобиля добавил качество об отсутствии аварий у прежнего владельца, было по-другому. Другая знакомая написала цель «я встретила мужчину моей мечты, который живет в центре города в трехкомнатной квартире». Встретила, в командировке в другом городе, и жил он в центре города одной из бывших республик СССР (он тоже был в командировке) в трехкомнатной коммунальной квартире. Так что учитывайте все важные детали, Вселенная понимает и реализует дословно. Все, что вами не учтено и не оговорено произойдет как угодно.
Правило седьмое. Относитесь к постановке цели, как к способу улучшить жизнь сегодня, а не как к способу контролировать будущее. Перестаньте представлять трудности и страдание на пути к цели и просто сфокусируйтесь на том, как каждая цель может улучшить сегодняшний день. Единственная ценность постановки целей заключается в том, что она улучшает вашу действительность в настоящем. Постановка целей дает вам ясность и концентрацию мыслей прямо сейчас. Когда вы ставите цель, всегда спрашивайте себя: «Как постановка этой цели улучшит мою сегодняшнюю действительность?» Если она ее не улучшит, тогда цель бессмысленна, и ее можно смело отбросить. Но если цель привносит в вашу жизнь ясность, концентрацию, мотивацию и подъем энергии каждый раз, когда вы о ней думаете — эта цель ваша.
Ставьте цели, которые оказывают позитивный эффект на вашу жизнь каждый раз, когда вы о них думаете, задолго до того, как результат достигнут. Хорошо описывает это правило пример Steve Pavlina: «Предположим, вы ставите цель начать свое дело. Вы представляете будущее, в котором вы сам себе начальник, делаете то, что любите и зарабатываете много денег. В этом нет ничего плохого. Потом вы думаете о том, как много будет работы, о рисках, с которыми вы столкнетесь и о других обескураживающих вещах. Вы оставили настоящее, и пребываете в будущем, которое является лишь иллюзией. Верните себя в настоящее и осознайте, что ничего из вышеперечисленного не случилось. Вы все придумали. Как глупо придумывать то, чего вы даже не хотите! И ваше воображение в любом случае неточно.
Теперь попробуйте так: думайте о начале своего дела и представляйте, как гладко будет работать бизнес. Теперь останьтесь в настоящем и подумайте, как эта цель может улучшить вашу жизнь прямо сейчас. Не через год. Не через 5 лет. Даже не завтра. Прямо сейчас, в эту самую минуту. Что вам дает здесь и сейчас ваша цель — начать свое дело? Дает ли она вам надежду? Вдохновляет ли она вас? Обещает ли она решение некоторым сегодняшним проблемам? Позвольте этим мыслям покрутиться в вашем сознании некоторое время. Продумайте, как цель начала своего дела улучшает вашу жизнь прямо сейчас. И в случае если вы не видите улучшений, отбросьте эту цель и найдите другую.
Подумайте о целях, которые вы могли бы поставить, если бы не воображаемые препятствия, на которых вы сфокусированы».
«Лучшая в мире идея не принесёт вам ничего хорошего, если вы не действуете по ней. Люди, которые хотят молока, не должны сидеть на стуле в середине поля, в надежде, что корова вернётся к ним». (Кертис Грант).
«Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются» (А. Дюма-отец).
«Препятствие – это то, что видит человек, когда отворачивается от своей цели» (Д. Гроссман).
Я верю, что вы, дорогой читатель, Человек Цели. И если что-то еще не получается сегодня, обязательно получится по-вашему, когда мечты трансформируются в цели. А я готова помочь вам в этом. Приходите на индивидуальную программу «Коучинг на результат», где мы обязательно построим ваши цели по всем правилам Успеха и воплотим в жизнь!
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.