Что важнее для руководителя: интеллект, личностные особенности или опыт работы?

 В условиях дефицита способных руководителей для сохранения конкурентоспособности организаций приходится ставить ещё непроверенных руководителей-новичков на позиции, к которым они не готовы. Как восполнить дефицит качественных, стратегически мыслящих руководителей? Как отбирать людей, способных мыслить стратегически? Какими должны быть программы развития лидерства? Для ответа на эти вопросы Лиза Драгони (L. Dragoni), Ин-сью Ох (I. Oh), Пауль Ванкатвик (P. VanKatwyk) и Пауль Теслюк (P. Tesluk) рассмотрели возможные предикторы стратегического мышления руководителей – фундаментальной компетенции в современных условиях. Стремительная динамика и развитие организаций требуют комплексного подхода и видения долгосрочных перспектив развития предприятия и отрасли, в которой она функционирует. Стратегическое мышление представляет собой все те знания, навыки и умения, необходимые руководителю для выявления рыночных возможностей, разработки планов воплощения в жизнь организационных ценностей и поддержки интересов акционеров.

 Для ответа на поставленные вопросы в рамках Центра оценки крупной международной компаний было проведено исследование, в котором приняли участие более 700 руководителей. У каждого из них оценивали личностные характеристики (GPI; ePredix, 2001), когнитивные способности (WPCT; Wesman, 1965 & WGCTA; Watson, Glaser, 1980), а также способность мыслить стратегически, оцениваемую подготовленными экспертами Центра оценки и накопленный опыт работы (LEI; VanKatwyk, Laczo, 2004).

 Наилучшим предиктором (78.9%) способности мыслить стратегически оказались когнитивные способности респондентов. Общий интеллект, отражающий способность быстро решать сложные задачи и приобретать новые знания, оказался тесно связанным со стратегическим мышлением руководителей. Исходя из этих данных, авторы рекомендуют принимать на руководящие должности «умных», даже если им не хватает опыта. Такие руководители обладают большим потенциалом быстро приобрести недостающий опыт и, таким образом, ещё больше развить способность мыслить стратегически.

 Однако отбор и длительный поиск достаточно «умных» работников оказывается не единственным способом заполучить руководителей, обладающих желанной для работодателя компетенцией. Ещё одним значимым предиктором (7.0%) стратегического мышления оказался богатый опыт респондентов. Эти данные оказываются существенными, когда приходится разрабатывать программу развития лидерства с уже работающими руководителями. Авторы предполагают, что разнообразный накопленный опыт работы может помочь компенсировать ограниченные когнитивные способности уже работающих лидеров. Компании должны быть заинтересованы в привлечении работающих руководителей к решению разнообразных проблем, варьировать степень их вовлеченности в различные проекты. Такая стратегия будет способствовать развитию их стратегического мышления.

 Ещё одним существенным, но менее сильным по сравнению с предыдущими, предиктором оказались такие личностные черты, как экстраверсия (2.3%) и открытость новому опыту (2.6%). Эти две черты представляют собой так называемый фактор-β, или иначе – стремление к личностному росту. Фактор включает в себя мотивацию к обучению и является детерминантой развития лидерства в целом. Причем экстраверсия оказывает слабое непрямое влияние на стратегическое мышление руководителей посредством накопления опыта работы. Экстравертированные руководители с бόльшей вероятностью смогут приобрести необходимый опыт работы, что, по мнению авторов, объясняется более высокой самооценкой, меньшим стрессом при решении проблем и большей готовностью принимать на себя ответственность.

 Необходимо заметить, что при анализе полученных данных авторы производили контроль по разнообразным показателям, которые могут являться потенциальной угрозой достоверности выводов, например, пол, этническая принадлежность или индивидуальные особенностям респондентов. Благодаря этому контролю все выводы исследования могут считаться надёжными. При этом они предлагают проверить сделанные выводы при помощи лонгитюдного исследования, где можно будет точно проверить, какие факторы являются причиной и способны предсказывать развитие стратегического мышления сотрудника. Помимо этого перспективным представляется рассмотрение различных видов бизнеса, в которых могут быть востребованы способности к решению различных видов стратегических задач.

 Таким образом, высокие интеллектуальные способности должны быть несомненным приоритетом при подборе кандидатов на руководящие должности. Развитие в уже имеющихся руководителях способности мыслить стратегически должно идти через накопление опыта работы, причём необходимо учитывать, что экстравертированные руководители способны более эффективно накапливать опыт в краткие сроки.

 Источник: Dragoni L., Oh I.-S., VanKatwyk P., Tesluk P.E. (2011). Developing executive leaders: The relative contribution of cognitive ability, personality, and the accumulation of work experience in predicting strategic thinking competency // Personnel Psychology. Vol. 64. Is. 4. P. 829–864.