Как построить бизнес, приносящий доход, теоретически знает каждый, у кого есть идея открыть свое предприятие по производству неважно чего. Только по статистике, а она, как известно, вещь упрямая, в последующие 3 года после старта разоряется и закрывается 90% бизнес-проектов.
Как создать проект, который будет высокодоходным и заставит вас отказаться от него только «по собственному желанию»?
В моей практике работы с бизнес-проектами, находящимися на разных стадиях цикла экономического развития, сложилась система однотипных ошибок, совершаемых их владельцами. Остановлюсь на них коротко, поскольку это очевидные «ляпы», которые все видят у других и не замечают в своих владениях.
При построении бизнеса, который будет доходным всегда, необходим системный подход. Что это?
Во-первых, создавая проект, вы должны очень четко понимать ту цель, ради которой он собственно создается. И это не банальное «заработать много денег» — цель должна отвечать на вопрос «зачем вам это нужно», потому что куча денег – это не цель. Деньги вообще не могут и не должны становиться целью, потому что они всего лишь средство для достижения ВАШИХ целей. Так вот, заставьте себя ответить на вопрос о цели, ради которой вы создаете бизнес. Проработайте ее по правилам постановки целей, и только после этого принимайтесь за разработку бизнес-плана вашего проекта.
Во-вторых, необходимо нарисовать на бумаге организационную структуру бизнес-проекта. Предприятие – это организм, такой же, как и организм человека: с мозговым центром, органами, отвечающими за жизнедеятельность, кровеносной системой, etc. И нужно осознавать и разграничивать какие «органы» жизненно необходимы вашему бизнесу на начальном этапе и какие станут насущной необходимостью, когда проект выйдет на запланированную мощность.
На старте проекта основными рабочими органами, скорее всего (если это не создание нового звена в уже существующей холдинговой цепочке), будет сам владелец-организатор. По мере роста оборотов появится необходимость делегировать часть полномочий ключевым менеджерам.
И здесь появляется в-третьих. Кадровый менеджмент важен для того, чтобы вы могли спать спокойно, не думая о нарушении производственного цикла, о потере вложенных средств и неполученной прибыли. Ваша задача создать критерии, личностные параметры, набор компетенций, которым должен отвечать работник определенного звена – центра ответственности. Распространенная ошибка на этом этапе – приглашение родственников и друзей. Если они объективно отвечают критериям центра ответственности – как говорится — милости просим. Если нет – не должно быть угрызений совести типа «он (она) на меня обидится». Это ВАШ бизнес-проект, который вы создаете для приближения к осуществлению ВАШЕЙ цели. Но если вы альтруист и создаете бизнес просто ради его создания – пожалуйста, ваше право. Только, скорее всего, ваш бизнес окажется в пресловутых 90% статистики.
В-четвертых. Управление бизнесом не должно быть спонтанным, бездумным. Когда вы знаете, к какой цели идете, необходимо распланировать этапы ее достижения. И здесь уже на первый план выходит текущее планирование деятельности: построение и четкое исполнение бюджета каждого месяца, и лучше подекадное. Для построения правильного бюджета между всеми ключевыми менеджерами должны быть согласованы стратегические и тактические цели. Причем, на соответствие основной цели – цели собственника бизнеса — нужно проверить цели менеджеров-центров ответственности. Эффективный менеджер всегда стремится получить обратную связь, чтобы понять, что его верно поняли все остальные взаимосвязанные с ним центры ответственности. Задача владельца при этом понять, уверены ли его ключевые менеджеры в достижимости главной цели проекта.
В-пятых, необходимо создать систему шаблонов отчетности, которая будет просто и наглядно отражать поступательное движение вашего бизнес-проекта к главной цели. Теперь система создана.
После этого начинается собственно системное управление бизнесом. Контроль исполнения бюджета (план-фактный анализ) даст вам инструмент гибкого реагирования на изменение текущей ситуации, возможность для маневра. Цифры объективно отражают состояние вашего бизнеса, то, насколько близки или далеки вы от вашей цели. Главное, что должен понимать на этом этапе владелец бизнеса, что доход – это НЕ прибыль. Очень велик соблазн взять маржу сразу, как только увидели ее в «итого по бюджету». И это самая, пожалуй, важная причина, по которой начинает разрушаться еще не окрепший бизнес. Бизнес – не кошелек, единожды бездумно вынув из оборота n-ную сумму средств, можно потерять и то и другое. Как следствие, может наступить цейтнот, из которого трудно вырваться. Потому что желания и стремление показать друзьям и родственникам свою «крутость» начинают расти как снежный ком, денег на них требуется все больше, и при этом нарастает кассовый разрыв в финансах предприятия. А когда человек загнан в угол, о творчестве, полете мысли и развитии речи быть не может, бизнес сначала становится «выживающим», и, если вовремя не начать санацию (прежде всего своих «хочух») – обанкротится.
И вот тут закономерно появляется в-шестых. Для того, чтобы уметь системно управлять своим бизнес-проектом, необходимы системные знания. Владельцы успешных бизнесов постоянно учатся и не считают это зазорным, умаляющим их достоинства. Потому что жизнь не стоит на месте, новейшие технологии и научные разработки в различных отраслях производства и сфер услуг появляются как грибы после дождя, а развитие информационных технологий соединяет страны и континенты, позволяя черпать идеи для развития своего бизнеса на стадии появления инновационных технологий. Нужно только быть открытым к восприятию нового, быть в «режиме положительного ожидания».
Разработанные мной на основе собственной практики работы программы «Эффективный менеджер», «Идеальный порядок в бизнесе» помогут владельцу бизнеса, команде ключевых менеджеров создать системный подход к управлению бизнесом и сделать его высокодоходным и стабильно развивающимся.
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.