Сегодня хочу рассказать вам об очень популярном и креативном методе поиска новых путей выхода компании из тупика или кризиса без привлечения сторонних экспертов, собственными силами. Это немного подзабытый метод мозгового штурма.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. Brainstorming), как говорит википедия — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Правильно организованный мозговой штурм включает 3 обязательных этапа.
1. Постановка задачи (проблемы). В начале этого этапа должна быть четко сформулирована задача (или проблема). Произведено распределение ролей участников: отбор участников штурма, определение ведущего и экспертной группы.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма, поэтому важно соблюдать правила:
— Главное — количество идей.
— Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
— Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
— Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» эксперты понимают критерии отбора и оценки идей.
Управление эффективным мозговым штурмом — это искусство, а так же самая полезная форма времяпрепровождения. На роль ведущего замечательно подойдёт специалист, который обладает способностью видеть картину «с вершины горы», обладающий стратегическим мышлением и умением фокусировать группу участников на рассматриваемой задаче, не распыляя внимание. Очень хорошо, если ведущим будет коуч.
Вот 6 фишек из личной практики, которые помогут вам успешно провести мозговой штурм.
1. Всегда делайте это мероприятие выездным.
Никогда не пытайтесь устроить мозговой штурм на рабочем месте:
— во-первых, вы должны быть в совершенно спокойной обстановке, чтобы настроить себя на поток сознания. За биллиардным столом мне пришло в голову гораздо больше идей, чем за рабочим;
— во-вторых, мозговой штурм должен проводиться спонтанно. Регулярные и регламентированные графиком мероприятий компании мозговые штурмы работники начинают воспринимать как нечто искусственное, а не естественное, — а это убивает творческий потенциал.
2. Определите центр вашего внимания.
Главная задача мозгового штурма должна быть сформулирована в позитивном ключе и для компании и для внешнего потребителя. Например, «Продукция, в которой нуждается наш рынок», звучит лучше, чем «Следующий продукт нашей компании». Включите дополнительные аспекты к центру вашего внимания, чтобы генерация идей была направлена на выгоды от реализации проекта.
Сформулируйте проблемное заявление, обозначьте важные ограничения для вашего мозгового штурма, чтобы вызвать появление творческих идей не вообще, а в конкретном направлении. Распространенное заблуждение об ограничениях — они душат творческий потенциал, а в реальности оказывается что наоборот.
3. Начертите схему взаимосвязей.
Самый эффективный способ делать заметки во время мозгового штурма ― это использовать диаграммы связей (интеллектуальную карту, майндмап). Графическая схема взаимосвязей сконцентрирует ваше внимание на главной идее, нелинейная схема систематизирует идеи по группам. Эта пространственная организация идей больше является интуитивной, по сравнению с планом или традиционной записью.
4. Создавайте идеи, а не планы.
Важно помнить, что цель мозгового штурма состоит не в том, чтобы создавать планы или схемы, а в том, чтобы создавать и оспаривать идеи. Цель для вас — это просто генерация идей, для того чтобы группа могла их оспорить с различных точек зрения. Переходный момент как раз находится между перспективной идеей и ее развитием. По мере накопления опыта вы уже будете чувствовать, когда пора переходить к следующей идее.
5. Пресекайте «блокировщиков» и «дайверов».
«Блокировщики» и «дайверы» могут быстро нивелировать любой мозговой штурм. «Блокировщиком» называют человека, который быстро пресекает идею, считая ее воплощение невозможным по каким-либо причинам. Да, идеи должны быть реалистичными, но участникам необходимо бросить вызов самим себе, чтобы придумать хотя бы один довод, который мог бы оспорить или поддержать идею, перед тем, как от нее отказаться. Принесите водяной пистолет или придумайте шутливые штрафные карточки, чтобы осаждать «блокировщиков», когда они проявятся!
«Дайвер» — противоположность «блокировщика». Этот человек будет развивать идею, не принимая участия в ее оспаривании, но глубоко погружаясь в детали.
Однако, обсуждение деталей — это не цель мозгового штурма. Если все участники одобряют идею и готовы ее развивать — двигайтесь дальше.
6. Составьте перечень дальнейших действий.
Самый простой способ провалить мозговой штурм — это закончить встречу, не намечая продолжения развития одной или более идей. Если у вас нет времени или решимости, чтобы наметить следующий шаг развития вашей идеи, то вероятно, не нужно проводить мозговой штурм.
Мозговые штурмы дают вам возможность мыслить масштабно и сотрудничать. Удачи в совершении новых гениальных прорывов в вашей деятельности! А я готова оказать вам любую консультативную помощь в качестве бизнес-консультанта и коуча.
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.