Коучинг первых лиц. Одиночество на вершине…

 Хочу поделиться с вами, друзья, замечательной статьёй об executive-коучинге Томаса Гельми (Thomas Gelmi) в переводе с немецкого Смирновой В.

Сообщения о двух самоубийствах руководителей высоко уровня управления потрясли Швейцарию прошлым летом: Карстен Шлотер (Carsten Schloter), CEO Свисском (Swisscom) и вскоре после него Пьер Вотье (Pierre Wauthier), Цюрих (ZurichInsurance Group), покончили с собой. Особенно в случае с последним многое указывает на то, что нагрузка на работе и давление со стороны Наблюдательного Совета сыграли решающую роль.

Начиная с января 2014 года международные средства массовой информации сообщили о еще как минимум четырех отчаянных самоубийствах топ-менеджеров, среди которых Вильям Брёксмит (William Broeksmit) Дойче Банк (Deutsche Bank) в Лондоне и Карл Слим (Karl Slym) Тата Моторс (Tata Motors) в Бангкоке.

Эти случаи, к сожалению, лишь верхушка айсберга и отражают печальную действительность: для большинства топ-менеджеров «одиночество на вершине» – не клише, а отрезвляющая правда.

Правда, которую также подтвердило исследование темы коучинга топ-менеджеров, проведенное Стендфордской школой бизнеса в июле 2013 года (Stanford Graduate School of Business). Результаты опроса показали: потребность в личном «сопровождении» у людей самого высокого уровня управления велика.

Приведенные же выше случаи подтверждают, что бездействие может быть фатальным.

Дефицит в Европе

В то время как личный коучинг и консалтинг для топов в США в течение последних 25 лет развивался и стал уважаемой и ценной поддержкой для руководителей высшего звена, Европа продолжает оставаться позади.

Европа постепенно только начинает движение в направлении осознания как наличия самой проблемы, так и наличия дефицита в таком сопровождении топ-менеджеров. Да и здесь очевидно еще много пробелов и потребностей для развития на пути к восприятию, ориентированному на возможности и потенциал.

Как раз на этом пути и именно топам, добивающимся наилучших результатов, рядом нужен такой консультант. Он часто выступает в роли спарринг-партнера и доверенного лица, который предоставляет нейтральное помещение для уважительных и ценностно-ориентированных бесед, в процессе и результате которых, можно прийти к важным открытиям и очистить путь к собственным ресурсам.

Иметь консультанта или коуча в качестве такого личного спарринг-партнера может быть невероятно полезно. Его поддержка важна в лучшем самопознании, уменьшении «слепых» зон и, как следствие, получении наиболее полной, достоверной картины, оптимальном использовании своих сильных качеств и роста именно в тех областях, которые важны именно для конкретного топа.

Совсем как в большом спорте

Сравнение с тренером передовых атлетов в большом спорте подходит лучше всего, кроме того именно оттуда изначально и пришла роль консультанта и коуча.

Однако очевидно в процессе перехода этой функции в бизнес-среду кому-то в голову пришла идея, что здесь речь должна идти, в первую очередь, об «избавлении» от слабых сторон и недостатков, а не о концентрации на сильных качествах, на потенциале и их дальнейшем развитии.

Если заглянуть в более отдаленное прошлое, времена «до» существования понятия коуч, личные и профессиональные темы обсуждались с друзьями, членами семьи, коллегой, которому можно доверять, или же духовником. Прекрасен выбор этих людей в качестве собеседников в случае, если есть такая возможность и контакт.

Повернув колесо времени еще немного назад мы вспомним, что короли часто доверялись своим шутам – единственным людям, которым официально было позволено говорить его величеству правду. Выходит, что люди всегда искали собеседника, который мог не только выслушать, но и дать открытую и честную обратную связь.

Выходит, что люди всегда искали собеседника, который мог не только выслушать, но и дать открытую и честную обратную связь.

Изоляция нарастает

Наше общество с тех пор сильно изменилось. Развитие технических возможностей сетевой коммуникации и увеличение числа так называемых «друзей» в виртуальном мире сопровождаются все большей изоляцией и одиночеством. Не остается места для реального диалога. В случае достижения высоких позиций в иерархичной бизнес-среде эта изоляция заметно нарастает.

Какие это может иметь последствия, показывает вступление к данной статье. При этом именно для руководителей высшего звена управления абсолютно естественно и необходимо регулярно обмениваться мнениями, делится опасениями, обсуждать возможные пути решения.

Просто поговорить

Есть такие клиенты из рядов топ-менеджеров, которые встречаясь со своим спарринг-партнером, не ставят целью достижение определенной цели, а с благодарностью принимают регулярно предоставляемое пространство для структурированных, искренних, открытых и доверительных бесед.

Совсем недавно я получил от одного CEO запрос на коучинг. На мой вопрос, что в первую очередь он бы хотел, он ответил «просто поговорить». Для многих топов простой разговор без предварительного плана и без четкого ожидаемого результата сродни брошенному вызову.

Консультирование топ-менеджеров как комплексное сопровождение

С течением времени требования к консультанту, работающему с управленцами, сильно изменились и сегодня предполагают больше, чем отдельно взятую роль «только» классического консультанта, или коуча, или тренера.

В сопровождении топов каждая из этих ролей с присущими ей компетенциями будет находить применение как сегодня, так и в будущем, и только в этом случае представлять настоящую ценность.

Объясняется это просто: ситуация большинства клиентов требует применения определенного «микса» из указанных выше профессиональных областей в разных пропорциях.

Тот, чья специализация узко направлена, вряд ли именно поэтому сможет дать клиенту то комплексное сопровождение, в котором он нуждается. Поэтому хороший консультант владеет всеми тремя ролями на высоком профессиональном уровне, или привлекает себе в помощь другого специалиста, совместно с которым он и сопровождает клиента.

Коучинг

Ожидания к топ-менеджерам часто связаны с тем, чтобы они находили решения в очевидно неразрешимых ситуациях. То, что работает долгое время и требует колоссальных энергозатрат, с течением времени и под влиянием многих факторов может превратиться в полную противоположность: мысли блокированы самой проблемой, пути решения кажутся недоступными, ощущение неудачи становится более отчетливым, а ощущение самодостаточности стремительно снижается.

Вот теперь-то и пришло время восстановить былую веру в собственные способности. Время для процесса, который эффективно поддерживается с участием коуча.

В классическом коучинге чаще всего речь идет о том, чтобы «снять верхний слой», который закрывает имеющийся потенциал и блокирует возможные пути решения задач, например, помехой может быть предубеждение или прочие условности. В таком случае коучинг действительно становится путем совместного открытия.

Или, как однажды сказал сэр Джон Уитмор (SirJohnWhitmore): «Желудь уже содержит в себе всю информацию, которая необходима, чтобы из него вырос могучий дуб».

При таком подходе коуч выступает в роли садовника, который в первую очередь заботится об идеальной среде, в которой зерно станет тем, для чего оно предназначено. Эта метафора, кроме прочего, прекрасно описывает и подход к управлению людьми, ориентированный на потенциал и ресурсы.

Процесс с удивительными превращениями

Находясь в роли коуча, эксперт настолько аккуратно дает своему клиенту полезные импульсы, что в переносном смысле похоже на микроинъекции; что центральную роль играют способности клиента к само-сотворению и само-поддержке (автопоэзия).

В любом случае, имеет место совместный творческий процесс – совместная работа, в результате которой каждый раз может возникнуть нечто удивительное, при условии, что оба искренни и полностью включены в процесс. Предпосылкой к успешному коучингу является желание клиента что-то изменить.

При коучинге топ-менеджеров в помещении находятся как бы два эксперта: клиент как эксперт, знающий свою ситуацию со всеми подробностями, «прослойками» и составными элементами, и консультант, опять же, как эксперт в области управления процессом и применения эффективных методик.

Таким образом, фраза, которую часто можно услышать, что коуч или консультант для топ-менеджеров должен иметь, по меньшей мере, не меньший управленческий опыт и разбираться в соответствующем направлении бизнеса не хуже клиента, теряет свой смысл.

Напротив, «Не-Знание» в таком контексте может быть большим преимуществом, поскольку дает возможность взглянуть на ситуацию свободно и непредвзято.

Именно по этой причине обучение руководителей применению методов коучинга становится все в большей и большей степени важным направлением развития в компаниях.

Ключевая компетенция хорошего консультанта – умение слушать!

Наряду с наличием соответствующего образования и методик в своем арсенале, хороший консультант, работающий на уровне топ-менеджеров, должен, конечно, в первую очередь, быть отличным, профессиональным слушателем.

При этом качество «слушания» является определяющим: уважительное, со стопроцентной включенностью и вниманием. Менее ценным является и даже становится помехой абсолютно естественный импульс уже в процессе слушания мысленно обдумывать следующий вопрос или даже заранее готовить реплики в ответ на услышанное.

Только активное слушание, чаще всего, делает возможным совсем иное, очень человечное качество беседы. Такое качество беседы редко можно встретить в деловом контексте, поскольку оно, исходя из опыта, страдает хронической частичной включенностью и частичным вниманием.

Переход в бизнес-среду

Методы коучинга в последние годы все больше используются в профессиональной, современной управленческой деятельности.

Мы живем в то время, когда лидерство является признанным инструментом влияния на результаты компании; когда владение приемами и использование сотрудников в духе «человеческих ресурсов» не ведет к достижению цели, когда необходимо найти и удержать хороших сотрудников.

Плюс ко всему скорость и сложность изменений для большинства компаний выросли настолько, что принятие решений и большую долю ответственности просто необходимо передавать подчиненным (Empowerment), с тем, чтобы они могли удовлетворять потребности клиентов с чувством личной ответственности и самоорганизации.

Ключевое слово – скорость через доверие

Интересный дополнительный положительный эффект от консультирования топ-менеджеров, и в особенности, от коучинга, заключается в том, что соответствующие управленцы с течением времени сами становятся все большей и большей степени коучами и спарринг-партнерами для своих сотрудников.

В конце концов, они ощутили пользу и эффективность этих методов на собственной шкуре. Именно по этой причине обучение руководителей применению методов коучинга становится все в большей и большей степени важным направлением развития в компаниях.

Заключение

Сопровождение топ-менеджеров в форме коучинга сегодня является естественным и необходимым для того, чтобы и завтра они могли соответствовать требованиям, предъявляемым занимаемой позицией.

Наконец-то консультирование топ-менеджеров «узаконено»: Стэнфорд проводит соответствующее исследование; подавляющее большинство управленцев уровня CEO хотят такого сопровождения; образ менеджера, который не может справиться в одиночку, постепенно исчезает и уступает место образу, который больше походит на высоко результативного атлета, который не только может себе позволить индивидуальную тренировку, но и рассматривает ее как привилегию, как проявление своей аутентичности и способности к рефлексии.

Еще один результат исследования Стэнфорд показал, что почти две трети первых лиц компаний и почти половина опрошенных представителей высшего менеджмента не получают поддержки извне, в то время как почти все опрошенные открыто высказались за таковую, более того, хотели бы ее получать.

К тому же, и преимущества коучинга, как способа сопровождения, сегодня широко известны, так что сотрудники могут стать теми, кем им суждено, и их потенциал на благо компании может полностью раскрыться.

Источник: Coaching Newsletter 2014-05, Rauen Coaching,

http://www.coaching-newsletter.de/archiv/2014/2014_05.htm

© 2014 Christopher Rauen GmbH, Goldenstedt, www.rauen.de

От себя хочу добавить, что потребность в коучинге первых лиц компаний в России растёт с каждым годом, что, несомненно, радует. Есть отличный потенциал у России начать, наконец, создавать новые производственные предприятия, а не только торговать. И, чем выше конкуренция в среде топ-менеджмента крупных и преуспевающих компаний, тем больше желание управленцев высших эшелонов уметь находить решения в сложнейших условиях экономического кризиса, не желающего пока ослабить хватку. И это стремление к помощи коуча — не признак собственной слабости топа или его некомпетентности.

Но здесь становится наиболее важным этический Кодекс коуча — чем более порядочным и «невовлечённым» проявляет себя коуч, тем больше доверия и к нему и к профессии.

Как и всегда, я готова и рада помогать раскрывать ваши гениальные способности, расти в профессиональном и личном плане, становиться с каждым днём продуктивнее и интереснее! Успехов в ваших делах и предприятиях.